Истории и практики городского искусства нельзя понять, не узнав о каноническом художественно-политическом движении — движении ситуационистов, или Ситуационистском Интернационале. Ситуцианисты рассматривали город как объект своих критических размышлений и творческих действий. Движение состояло из художников, интеллектуалов и философов и существовало во Франции с 1957 по 1972 год. Ситуационисты развивали понятие “унитарного урбанизма”, критикуя линейную и функционалистскую организацию города и рассматривая искусство как важный инструмент создания нестандартной городской среды. Творческим достижением ситуационистов стал метод психогеографии. Ситуационисты исследовали то, как особенности города влияют на эмоции и поведение людей. Они конструировали ситуации, внутри которых каждый мог ощутить город не как привычный путь от А к B, но как игру и “дрейф”. “Если увести прохожего с обычных маршрутов, то можно помочь ему осознать городской ландшафт”, считал Ги Дебор, лидер ситуационистов.

“Дрейф” — это бесцельное скитание по городу, в котором нет предзаданных направлений, и где гуляющий повинуется спонтанным эмоциям и желанию посетить или избежать какой-либо участок пути. В результате дрейфов рождались альтернативные карты города, которые ставили с ног на голову его “правильное” изображение. Например, вместо того, чтобы подробно показывать “центр города” и его достопримечательности, карты изображали коллажи из менее престижных городских кварталов, которые вызывали сильные эмоциональные переживания дрейфующих.

Книга Асгера Йорна и Ги Дебора Fin de Copenhague (Конец Копенгагена) — яркий пример artist book. Создана за 24 часа, из газет, которые друзья-ситуационисты украли у уличных торговцев.

Кинолента Ги Дебора о ситуационистах и Париже On the Passage of a Few Persons Through a Rather Brief Unity of Time (1959) “Атмосфера игры по своей природе нестабильна. И в любой момент “обычная жизнь” может снова взять верх”, Ги Дебор.
On the Passage of a Few Persons Through a Rather Brief Unity of Time (1959)
Текст: Александра Ненько