История городского искусства, или искусства, выбирающего своим объектом город, довольно обширна. В него вплетаются разнообразные философские, социологические и политические течения. В основном, такое искусство исходит из критического отношения к существующему порядку города. Искусство воспринимает город как арену борьбы за права исключенных и недопредставленных (underrepresented) социальных слоев, а также и пространство менее конфликтных тактических действий.

(С) Basurama, El Campo de Cebada, Madrid
(С) Basurama, El Campo de Cebada, Madrid

О праве на город написал еще в 1974 году французский философ, марксист Анри Лефевр в книге «Социальное производство пространства». Именно он подчеркивал, что художники могут создавать новые репрезентационные пространства — или пространства проживаемой практики,  — с помощью которых может переосмысливаться существующий запрограмированный, регламентированный, рутинизированный образ пространства.

"Совершенный", но безжизненный план Бразилии, столицы Бразилии
«Совершенный», но безжизненный план Бразилии, столицы Бразилии

Мишель де Серто в прекрасной книге «Практика повседневной жизни» 1984 года читает городской текст, показывая его слоистость, многообразие за счет сотен миров — стилей жизни, практик людей. Даже пути пешеходов в пространстве — это речевые высказывания, из которых плетется городской текст. Пути  в пространстве могут быть тактическими, отличными от стратегических, например, тропинка в обход заасфальтированной дороги. Художественный жест в пространстве — та же тропинка. К примеру, использование площади для перформанса -это использование «не по назначению», а использование никому не нужного пустыря для городской игры или стрит-арта — неожиданно. Эти тактические действия имеют значительные последствия: они становятся социально критическим актом, рождающим новый восприятие города и городскую практику.

gibson
Peter Gibson, aka Roadsworth, urban street-art, Монреаль, Канада

«Урбанизм повседневности» (наименование дано Амином и Трифтом в работе «Внятность повседневного города» Логос 2002) — то направление, в рамках которого можно осмысливать городское искусство социологически и урбанистически. К этому направлению можно отнести и работы Анри Лефевра, и Вальтера Беньямином, и Мишеля де Серто. Искусство в городской повседневности здесь становится источником знания о городе.

В этом разделе собраны материалы об историях и практиках городского искусства в нашем изложении, а также аналитический материал по результатам наших собственных художественных интервенций в городское пространство.

Реклама